14.02.14 Новый тоталитаризм: сайт могут заблокировать неизвестно за что и негде выяснить причину!

Игроки e-commerce могут стать заложниками недоработок в порядке исключения сайтов из так называемых "черных списков". Первый негативный опыт уже получен: заблокированный (вероятно, ошибочно) сервис bookmate.ru две недели не мог выяснить причин блокировки и добиться восстановления доступа к своему сайту.

Историю сервиса bookmate.ru, продающего контент, рассказал на сайте Roem.ru технический руководитель сервиса Самат Галимов. По его словам, о том, что сайт не доступен в Нижнем Новгороде, служба техподдержки компании узнала 19 января. Однако к тому моменту уже с месяц наблюдались проблемы с доступом к ресурсу.

Уже на этом этапе выявляется первая проблема блокировки сайтов: их владельцы (за исключением компаний, имеющих соответствующие дорогостоящие автоматические системы) никак не могут узнать о том, что в ряде регионов сайт не доступен. У bookmate.ru в Москве проблем не было. Как следствие, компания почуяла неладное только после обращений пользователей.

Вторая проблема заключается в том, что лиц, у которых можно, как минимум, узнать причины блокировки, а, как максимум, решить c ними вопросы с восстановлением доступа, просто не существует. В теории компания, сайт которой заблокирован, должна узнать об этом из черных списков: реестра сайтов распространяющих незаконную информацию (обычно порно, призывы к суицидам и пр.) и реестра сайтов, публикующих информацию с нарушением авторских прав.

Дальше, если компания в этом списке оказалась, то она должна  устранить нарушения (например, убрать запрещенную информацию), после чего решить вопрос о восстановлении доступа. А если в указанных реестрах ее не оказалась – как произошло с bookmate.ru – то сразу сообщить об этом лицу, которое может исправить ситуацию.

И вот здесь возникает загвоздка: опыт bookmate.ru показывает, что решать проблемы попросту не с кем.

"Мы обратились в "Ростелеком", - излагает свой опыт Галимов. - Техподдержка ответила мне, что раз я не их пользователь, то помочь мне они ничем не могут, а кто может - не знают. Других телефонов на сайте нет, инструкции для владельцев сайтов на случай такой ситуации тоже нет… Я перезвонил им ещё раз. На этот раз мне предложили оставить жалобу на сайте. На неё нам никто не отвечает. Параллельно нашему юристу удаётся дозвониться в техподдержку и заставить их завести тикет. Толку от этого немного, потому что вскоре техподдержка "Ростелекома" перезвонила и сообщила, что, по их данным, блокировки нет. Сайт при этом по-прежнему недоступен... Девушка в приёмной [вице-президента макрорегиона Волга "Ростелекома"] в первый раз даёт телефон мифической службы принятия жалоб, где не берут трубку; в следующий раз просто не берет трубку сама. Когда я попробовал позвонить с другого номера, мне ответили, прямая цитата: “Я блондинка, сижу в приемной директора, что делать - не знаю, телефонов не знаю, зачем вы мне звоните?”

Единственный выход, который нашла компания, - просить пользователей пожаловаться провайдеру. Такими совместными усилиями ситуацию удалось решить за две недели.

Однако прорехи в законодательстве очевидны: есть масса простых способов попасть в список запрещенных ресурсов (достаточно незаконного комментария на сайте) или быть заблокированным по ошибке, но нет способа быстро восстановить доступ.

Понятно, что этим могут легко воспользоваться конкуренты: на ровном месте без решения суда можно легко и дешево парализовать работу конкурирующей компании минимум на две недели. К этому стоит прибавить имиджевые риски: ведь всё то время, что ресурс недоступен, пользователи видят информацию о том, что он тем или иным образом нарушает законодательство.

К слову, bookmate.ru уже предлагают подать в суд на компанию, заблокировавшую доступ к сайту. И судя по всему, в ближайшее время исков по блокировочным законам может прибавиться.

По мнению представителей bookmate.ru, способом решения подобных вопросов в будущем могла бы быть "четкая формализованная схема взаимодействия интернет-бизнеса и операторов в случае блокировок, при которых сайт в действительности не внесён в реестры запрещённого контента. В идеале - с Service Level Agreement и финансовой ответственностью операторов при превышении максимального времени реагирования".

Источник: http://oborot.ru/news/13943/19

Защита прав пользователей программного обеспечения: